Дата: Воскресенье, 18.01.2015, 13:44 | Сообщение # 1
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
У многих людей Алые паруса неизменно ассоциируются с замечательным детским фильмом, где юная Анастасия Вертинская (отметившая на съёмках своё 16-летие) и благородный красавец Василий Лановой запечатлели для нас вечные образы Ассоли и Грэя. Этот хороший, добрый, красивый фильм, на самом деле позволяет лишь поверхностно прикоснуться к сути произведения Грина, которое несравненно богаче, глубже и многомернее своей экранизации. Да, бывает, что фильм даже имеет преимущества перед своим текстовым оригиналом, но это не тот случай. В данном случае было бы просто невозможно переложить на плёнку удивительно глубокий и совершенно особенный язык Грина, а вместе с ним и множество тех невероятно важных деталей, которые и создают утончённо-прекрасное полотно этого повествования. Это также, как пытаться экранизировать сон: можно попытаться пересказать и даже зарисовать его содержание, но это будет лишь своего рода "плоская картинка"; попробуй-ка, донеси вовне его содержание, не расплескав чего-то невероятно важного, не оборвав тончайшие нити его особенных, потусторонних флюидов...
Алые паруса нужно непременно читать, а ещё лучше - слушать, но только не в суете и не между делом, а также, как мы "слушаем" сон - в атмосфере тишины и покоя. Мне представляется, что наилучшее время для этого - вечером, перед сном, точно так, как ребёнок слушает сказку. Однако, всё очень индивидуально, и для кого-то таким благоприятным временем может оказаться, например, полдень (некая такая сиеста). Главное, чтобы сердце было открыто и ограждено от волн повседневной суеты.
Дата: Понедельник, 19.01.2015, 00:42 | Сообщение # 2
Группа: садовник
Сообщений: 2082
Статус: Offline
Цитатаzaharur ()
Однако, всё очень индивидуально,
Для меня навсегда осталась в памяти эта книга прочитанная в юности, и переживания которые вызвали прочитанные строки.У меня был 2-х томник А.Грина, также ещё два рассказа запомнились мне из этой книги - "Корабли в Лиссе" и "Бегущая по волнам".Я радовалась за Ассоль, а страницы "Корабли в Лиссе" были залиты слезами.... Бит-Бой стал для меня образцом прекрасной и высокой души: ... в одном ли из таких поворотов,благодаря случайному впечатлению или чему иному, душа укладывается в непоколебимую форму. Ее требования наивны и поэтичны: цельность, законченность, обаяние привычного, где так ясно и удобно живется грезам, свободным от придирок момента. Такой человек предпочтет лошадей - вагону; свечу - электрической груше; пушистую косу девушки - ее же хитрой прическе, пахнущей горелым и мускусным; розу - хризантеме; неуклюжий парусник с возвышенной громадой белых парусов, напоминающий лицо с тяжелой челюстью и ясным лбом над синими глазами, предпочтет он игрушечно-красивому пароходу. Внутренняя его жизнь по необходимости замкнута, а внешняя состоит во взаимном отталкивании. ("Корабли в Лиссе")
К сожалению, этот мюзикл М.Дунаевского в данном исполнении сейчас практически недоступен для просмотра живущим вдали от мегаполисов: он показывается лишь на некоторых театральных сценах Москвы (изредка - Питера и некоторых других крупных городов). К 70-летию композитора было выпущено всего 70 дисков, которые разыграли между зрителями, но в интернет эта запись так и не попала. К счастью, этот мюзикл был поставлен также в Пермском академическом Театре-театре, где тоже был записан на диск, который добрые люди всё же "отпустили по водам" и эту запись удалось отыскать. Искренне советую воспользоваться этой возможностью.
Следует добавить, что данный мюзикл - отнюдь не буквальная экранизация Грина, и он мало напоминает знакомый всем фильм с В.Лановым и А.Вертинской. Это, можно сказать, иная трактовка, взгляд с другого ракурса на известное произведение. Здесь много духовных параллелей, сопоставлений веры Ассоль с верой человека в Бога. Получилось очень многомерное, объёмное видение "Алых парусов", и каждый почерпнёт здесь для себя что-то ценное. Вот отзыв об этом мюзикле одного священника: «Это была такая светлая проповедь чистоты, целомудрия, благородства, порядочности и настоящей любви! В особо неприглядных тонах показана алчность, эгоизм, развращенность, пьянство, цинизм. Очень неожиданно для нашего времени, когда нам эта вся нечисть навязывается в красивых блестящих фантиках. Кто имеет возможность - не пропустите эту постановку. Рекомендую!» Я разместил на Ютубе небольшой фрагмент этого мюзикла, а ссылку на весь спектакль можно найти в предыдущем сообщении.
данный мюзикл - отнюдь не буквальная экранизация Грина, и он мало напоминает знакомый всем фильм с В.Лановым и А.Вертинской.
Сценарист, автор литературной части этого мюзикла Михаил Бартенев открывает здесь своё своеобразное, неканоническое и, в то же время, интересное видение произведения:
Написал в комментариях: "Спасибо! Удалось, наконец, услышать авторскую концепцию. Без этого истолкования правильно понять финал мюзикла было очень трудно. Конечно, без этой финальной парусии (лучше этого христианского термина здесь ничего не употребишь, да и само это слово для русского уха вызывает самые что ни на есть точные, гриновские ассоциации), без этого мощного явления Чуда свыше всё потеряло бы смысл. Всё было бы спрофанировано донельзя , и насмешки жителей Каперны над бедной Ассолью были бы вполне оправданы (А Эгля вообще следовало бы тогда казнить за посев таких идей). Но именно финальная сверхъестественная парусия и исправляет, и возрождает, и осмысляет все предшествовавшие события. И, главное, феерия остаётся всё же феерией, не опускаясь до уровня пошлой прозы, банального реализма, губящего светлую Мечту и Надежду, грубо опускающего "с небес на землю" и заставляющего довольствоваться синицей в руке вместо журавля в небе."
Дата: Понедельник, 28.11.2016, 09:02 | Сообщение # 10
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
ЦитатаЕлена ()
На крыльях алых парусов
Да, в этом мюзикле очень красивая и сильная поэзия. Правда, автор стихов здесь не Дунаевский (он написал музыку), а Михаил Бартенев (см. предыдущее сообщ.) и Андрей Усачев, причем писали они в тесном соавторстве, так что определить, кто из них автор тех или иных строк невозможно. Усачева я доселе знал только по этой книжке (а вот её обложка) которая меня некогда обрадовала некой общностью мысли и подхода к языку. Оказывается, эта же общность обнаружилась и в любви к Алым парусам.
"Я построю маяк до неба" (ария Ассоль из мюзикла "Алые паруса")
Кораблик мой, плыви за тысячи морей К волшебной незнакомой стороне, К тем самым берегам, где мой далёкий Грей Пока ещё не знает обо мне. Я построю маяк до неба, Я на небе зажгу звезду! Чтоб кем бы ты ни был и где бы ты ни был, Ты знал, что тебя я жду.
Зажгу тебе звезду, зажгу тебе луну И лунную дорожку постелю, И с голубем пошлю на встречу кораблю Я слово незнакомое «люблю». Я построю маяк до неба, Я на небе зажгу звезду! Чтоб кем бы ты ни был и где бы ты ни был, Ты знал, что тебя я жду. ( →http://tekstovnet.ru/14....do-neba
"Я построю маяк до неба"... (Текст песни Ольга Ажажа)
Моя самая любимая песня из мюзикла Просто какой-то величественный гимн Любви и Надежды! Но текст, думаю, опять же Бартенева и Усачёва (т.к они авторы всего этого либретто) Ольга Ажажа лишь сыграла (и спела) партию Ассоль (в московской постановке), а так как она и действительно является не только актёром, но и автором-исполнителем песен, то кто-то, по всей видимости, решил, что это её песня.
Просто какой-то величественный гимн Любви и Надежды!
Вот ведь что ни говори, а не возникает такая музыка просто так, она тоже имеет свой фундамент, свои корни, своё родословие...
"Родовое прозвище семьи происходило от реки Дунай, на берегу которой жили предки Дунаевских, пока одного из них не занесло в Лохвицу. Кстати, фамилия Дунаевский на Украине была весьма распространена, и в годы Гражданской войны Исаак Дунаевский не раз становился жертвой фамильного сходства.Теперь по поводу наследственности. Отец Цали Симоновича Симон Бецалев был знаменитым синагогальным кантором. Говорили, что он сочинял поразительно красивые еврейские гимны, которые по сию пору распевают хасиды в далёкой Америке. По мнению знатоков-музыковедов, канторское пение в Восточной Европе имело свои особенности: для него было характерно лирическое начало. Зародилось оно в XVII веке в деревянных синагогах волыни и Подолии, а затем уже распространилось по всему еврейскому свету. Главными в этом искусстве всегда были эмоция, голос и способность к импровизации. На древнееврейском кантор ("певец" по-латыни) назывался "шлиах цибур", то есть посланник общества. Ещё в древние времена от него требовали не только знания молитв и умения вести богослужение, но и талантов педагога и конферансье. Он должен был развлекать на свадьбах жениха и невесту, утешать скорбящих, выполнять поручения, связанные с благотворительностью, и даже сочинять куплеты на манер шута. Занятное объяснение гениальности внука! Все эти качества в роду Дунаевских стали чем-то вроде гири на шее утопленника — разъединить их было невозможно. Однако никто не мог подумать, что все они до единого воплотятся во втором внуке знаменитого кантора.
Отец мальчика был стихийным философом, считавшим, что жизнь — это опора для духа, как насест для курицы. И лучше прожить её на одном месте, не прыгая зря. В доказательство своих слов он не стал менять место жительства, когда сын переехал в Москву. Так и умер в 1934 году там же, где родился. Неизвестно, кем он служит сейчас пред престолом Господа Бога, а при жизни он работал кассиром в местном банке с мудрёным названием "Общество взаимного кредита". Для маленького городка эта должность была весомой и уважаемой. По социальному статусу Цали Симонович именовался мещанином.Отец Исаака имел и своё собственное небольшое дело: изготавливал фруктовую воду, которая считалась самой вкусной в Лохвице. Этот факт позже тщательно скрывался Исааком Дунаевским, по крайней мере в официальных бумагах. Говорить при Сталине о том, что твой отец был до революции частным предпринимателем, — неважно, мелким или нет, — было равносильно тому, что надевать себе петлю на шею и ждать, когда любой встречный выпихнет из-под твоих ног табуретку.
Теперь о пристрастиях. Мать Исаака, судя по воспоминаниям, любила играть на клавикордах и на скрипке, а ещё лучше пела. Её отец сумел дать дочери хорошее образование. Сам Исаак Дунаевский позже говорил, что не помнил, откуда в их доме появились клавикорды. По всей видимости, старинный клавишный инструмент, предшественник рояля, достался его матери в приданое, когда она выходила замуж за отца. В то время в местечках в приданое невесте отдавали то, что было ей очень дорого, чтобы она не грустила по родному дому.
В доме Цали Симоновича жил также его брат Самуил, человек романтичный и совсем нехозяйственный. Именно глядя на своего брата, отец сделался его полной противоположностью. Самуил даже не удосужился обзавестись семьёй, что для местечковых обитателей воспринималось как Божье наказание. Но не для дяди Самуила — его ребёнком была музыка. Вообще он слыл в городе чудаком и человеком уникальным. Во-первых, сама его профессия композитора уже казалась странной для местечка, где жили одни ремесленники и торговцы — люди приземлённые, полёт фантазии которых ограничивался рассказом о двухметровом карпе, пойманном соседом. Во-вторых, местечковые обитатели вообще не понимали, как это можно работать головой, а не руками. То, что выдавал за труд дядя Самуил, было для них почти что обманом, шарлатанством, чем-то непонятным. Слова "артист" и "музыкант" воспринимались как нечто чужеродное. В глазах невежественных земляков дядя Самуил выглядел призраком, чужаком, занесённым зелёным поездом дальнего следования с другой планеты под названием Питер или Москва.Но не только это отличало брата Цали Дунаевского от остальных жителей города. Он был обладателем огромного граммофона, который хранился в его комнате. По субботам он выносил его как диковинного зверя в гостиную, где вокруг него собиралась вся семья. Младшим Дунаевским казалось, что из раструба граммофона, как дым, валит музыка, а сам скромный домишко стоит в эпицентре музыкального циклона. В саду гуляли по воскресеньям, граммофон слушали по субботам, что, кстати, не вполне соответствовало религиозному покою.
Тут начинается самое интересное, связанное с самостоятельной жизнью звуков в этом канторском доме. Сама Лохвица была поразительно молчаливым местечком. Не будь криков торговок, скрипения дядиного патефона и храпа городского головы, и погаси ещё Господь дневной свет, Лохвицу можно было совсем не заметить ни пролетающему ангелу, ни ползущему муравью. Именно поэтому звуки играли роль маяка, чтобы город не погряз в пучине неведения, ошибочно подумав о себе, что он не существует.Самым громким источником музыки в местечке был большой городской оркестр, задававший неповторимый тон городской жизни. Этот оркестрик летом по воскресеньям играл в городском саду, навсегда врезаясь в память тех, кому хоть раз довелось его услышать. Руководил им скрипач Лантух. Он был уважаемый человек в городе, хороший знакомый дяди Самуила, который поставлял ему свои музыкальные сочинения и консультировал по поводу исполнения того или иного сложного фрагмента. Кому ещё, кроме Лантуха, это могло быть интересно?Безумный оркестр да дядин граммофон были главными звуковыми раздражителями в детстве Исаака — во всяком случае, по воспоминаниям его брата Бориса. С нашей точки зрения, они оказались настоящими дрожжами, питательной средой для гениальных мелодий Дунаевского. Кстати, один из таких еврейских оркестриков доктор Чехов обессмертил во втором акте "Вишнёвого сада". Эти чудаковатые музыкальные "коллективы" были довольно распространённой приметой досуга западнорусских помещиков, нанимавших музыкантов по случаю дня рождения или бала. В скучные зимние месяцы музыканты безвылазно сидели в своих домах в Лохвице, подрабатывая, кому повезёт, частными уроками музыки.В своих привычках отец Дунаевского был ничем не примечательным человеком. На музыкальных инструментах он не играл. В короткие часы досуга рисовал — обычно карандашом и только одни орнаменты, что всех немного удивляло. Отец лохвицкого Моцарта практически не имел склонности к пению, в отличие от дяди Самуила. У дяди же музыкальный слух был, похоже, абсолютным. Он превосходно владел гитарой и мастерски аккомпанировал певцам, которых по воскресеньям приглашал к себе домой. Одним из самых экзотических дядиных инструментов, более подходящим для фривольных рассказов Боккаччо, была мандолина. Каким образом она попала в дом, оставалось тайной. Своей техникой игры на мандолине Самуил удивлял слушателей, добиваясь протяжного напевного звучания, как будто это была дудка, а не струнный инструмент. На всех инструментах дядя научился играть сам, без посторонней помощи, пользуясь только самоучителями, которых у него было буквально навалом — для каждого инструмента, существовавшего в природе, и даже больше. Откуда он их брал, оставалось загадкой для всех жителей Лохвицы. Но послушать дядину игру соседи любили. Для этого существовало воскресенье, когда хасиды развлекались, отдыхали, перемывали друг другу косточки — в общем, проявляли свои лучшие качества.
Дядя… дядя… дядя… Жрец музыки, её единственный бескорыстный служитель в городе, не получавший от этого ни гроша. Он пытался передать свою страсть племянникам, отчего казался им колдуном — по крайней мере, так говорили сами взрослые, а младшие Дунаевские этому верили. Достаточно было увидеть, как дядя Самуил брал в руки скрипку и играл. О, как он играл! Наверное, ангелы в раю так не играют.Кстати, единственный в городе граммофон дяди Самуила был в своём роде существом одушевлённым. Первое знакомство с музыкальной историей Исаак получил благодаря ему. Как я уже сказал, по субботам, когда свечи благодарения были зажжены, семья собиралась в гостиной и дядя заводил своё сокровище. В череде музыкальных суббот бывали особенные дни, когда музыка звучала по-другому. Сначала, как крепость, воздвигалась тишина, а потом начинали литься звуки пополам со скрипом. Чудовищный раструб казался диковинным дуплом, из которого вылетают, как пчёлы, пушистые звуки. Они расползались по комнате, заполняя собой всё вокруг, отчего становилось темно и душно. Исаак особенно любил чудесный романс, который исполнял чей-то завораживающий мужской голос. Уже позже Исаак узнал, что это был романс Чайковского "Ночи безумные" в исполнении тенора Давыдова.В такие дни Самуил устраивал музыкальные олимпийские игры. Он требовал назвать тональность, в которой исполнялись произведения, и композитора. Между братьями возникало настоящее соревнование. Свои любимые фрагменты дядя повторял по несколько раз, доходчиво объясняя слушателям, почему именно этот фрагмент останется в истории музыки. Надо думать, что именно тогда маленький Исаак тоже решил остаться в истории. Мама Исаака не противилась музыкальным штудиям дяди. Возможно, в ней оставалось живо воспоминание о девичьем увлечении скрипкой, когда она брала её в руки и видела себя играющей на лучших сценах мира. Образ матери, играющей по вечерам на музыкальных инструментах, навсегда сохранился в душе её сыновей. Из шести оставшихся в живых детей пять братьев Дунаевских стали музыкантами, а единственная девочка Зина — преподавателем физики. Видимо, музыкальный демон-диббук, живший в дядиной душе, коснулся своим крылом каждого из мальчиков семьи Дунаевских..." (из книги "Дунаевский - красный Моцарт", об отце Максима Дунаевского, Исааке)
Оригинальным, изящным, в меру острым... Но вот красивым?... Не знаю... Для красоты здесь не хватает глубины, утончённых линий, воздушности, таинственности, и каких-то таких черт, которые не приедаются, не утомляют, на которые хочется смотреть бесконечно... таких необычайных чудесных гармоний, которые удивляют и притягивают сердце как мощный магнит, сосредотачивают на себе и делают всё существо твоё чище, возвышенней, прекрасней... Для меня красивым является язык самих "Алых парусов", и не только язык. Там всё красиво. Красива сама идея, лежащая в основе этого произведения. Она непременно пришла Свыше, для того, чтобы рассказать что-то очень важное и дать вообще какой-то эталон красоты. Кто-то скажет, что у красоты не может быть эталона, что красота у каждого своя, что всё очень субъективно... И будет бессмысленно переубеждать в обратном, потому, что, как говорится, сердцу не прикажешь... И всё-таки мне кажется, что в самом конце люди станут абсолютно едины в понимании и восприятии прекрасного. Ведь и недаром в конце этой малоизвестной постановки даже самый отрицательный и приземлённый герой, раздаёт всем жителям Каперны алые кораблики...
Ассоль Жанр: мелодрама Год выпуска: 1982 Продолжительность 01:05:00 Режиссер: Борис Степанцев По роману А.Грина
Для меня определенная простота - уже красота. ) Сейчас и у меня радио играет. Представляешь, я ведь, оказывается, стерла первое письмо со ссылкой. Но мы не ищем легких путей. И семь верст нам не крюк. ))
Простота - это палитра для красоты, тот чистый холст, на которую должны лечь её краски.
Вчера довелось послушать доселе неведомую (для меня) оперу-феерию А.Богословского "Алые паруса". Как и вышеупомянутый фильм Б. Степанцева, эта опера является достаточно раритетной и забытой вещью. Здесь есть она полностью, а эти два небольших клипа, где использована музыка из этой оперы, дадут ясное представление о ней (а заодно и о красоте )
Володя, а никто здесь не выставлял эти песни? Потому что я их слышала. Это, наверное, ставили в Ленкоме. Я слышала эту оперу. Это во времена "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и "Юноны и Авось". Погуглить надо. Прочитала, что это ансамбль вокально - инструментальный пел. Сейчас не могу вспомнить, слушала вживую или по радио-ТВ.
Сообщение отредактировал Женя - Четверг, 15.12.2016, 17:13
Володя, а никто здесь не выставлял эти песни? Потому что я их слышала.
У меня тоже было ощущение, что я слышал эти песни. Но я не помню, чтобы их кто-то здесь выставлял, хотя это, конечно, возможно. Опера была выпущена на пластинке в советские времена - 1983 году, а записана ещё раньше, в 1976, в исполнении ВИА "Музыка". Одну из их песен я, кстати, когда-то выставлял, но она не из "Алых парусов", хотя их стиль узнаётся. Опера предназначалась для исполнения вживую, и в те времена её ставили в разных местах, поэтому очень даже может быть, что ты слышала её именно в живом исполнении. А вот я - ни в каком Равно как и "Хоакина" с "Юноной". И ты ещё выставляешь себя человеком, далёким от музыки? Скромность, конечно, украшает человека, но и в украшениях ведь нужно знать меру!
Володя, я была молодая, тогда это было модным и интересным. Быть в Москве и не посетить театр - это было немыслимо. К тому же, были гастроли знаменитых театров. Я, конечно, не доходила до таких изысков, когда люди ходили на определенных артистов. Мне хватало второго и даже третьего составов. А музыку я слушала по радио и довольно много. Я просто не разбиралась и не разбираюсь в стилях, у меня нет слуха, голоса. Классическая музыка для меня тяжела. Когда немного инструментов, то нормально, а так - просто тяжелый набор звуков. А сейчас я далека ещё больше. ) Так что очень реальная оценка. )
Быть в Москве и не посетить театр - это было немыслимо.
В моём тогдашнем сознании немыслимо было быть в Москве и не посетить мавзолей Правда, я в нём так и не побывал, к счастью. И хотя жил в Питере, и вроде бы как в окружении тоже именитых театров, но там бывал редко, всё больше на концертах Гребенщикова, Цоя, Макаревича и иже с ними. Тоже, наверное, отчасти дань времени. Интерес к упомянутым в этой теме вещам я начал проявлять совсем недавно, и даже детские фильмы тех времён для меня сейчас куда ближе, ценнее и понятнее, чем тогда. Те же "Алые паруса" в том числе. Мне кажется, я намного более ребёнок сейчас, чем тогда.
ЦитатаЖеня ()
Классическая музыка для меня тяжела.
Для меня, в принципе, тоже. А вот неоклассика - это моё. То, что ты слышишь по "местному" радио ) Не всё конечно, но в целом - да. Наверное, это относится и не только к музыке. Произведения каких-нибудь классических философов, мыслителей для меня также "тяжёлый набор звуков". Для меня важно, чтобы глубокая по сути мысль была вплетена в красивое и не громоздкое повествование, рассказанное очень доступным, но в то же время не примитивным и не вульгарным языком. Недаром же Соломон писал именно в стиле "изящной притчи", и только таким путём доводил до слуха читателя "слова истины верно":
"Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно".
Поэтому я люблю "Алые паруса" всё больше и больше.
Дата: Воскресенье, 25.12.2016, 11:11 | Сообщение # 25
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
В этой статье, посвящённой истории "Алых парусов", есть такие слова:
"Грина так часто ругали за отрыв от жизни, от современности... «Разве „Алые паруса“ не современная вещь?» — негодовал он в ответ. Современно ведь не только то, что отражает время, но и то, чего этому времени не хватает."
Таким образом, современно - это вовсе не то, что идёт в ногу со временем, пытается быть "на одной волне" с нынешними устоями, всё время "прогибается под изменчивый мир". Слова "современно" и "своевременно" должны стать синонимами. Современно - это то, что по-истине актуально сейчас, чего сейчас катастрофически не хватает, что призвано восполнить нынешние зияющие дыры и пробелы, стать спасением для нынешнего поколения, неким противовесом для накренившейся в пропасть конструкции. Поэтому, как бы это ни звучало парадоксально, но такое вот поистине современное являет себя в совсем несовременном обличье. О таком поистине современном очень хорошо сказано в прологе другой книги Грина, "Корабли в Лиссе":
"Есть люди, напоминающие старомодную табакерку. Взяв в руки такую вещь, смотришь на нее с плодотворной задумчивостью. Она — целое поколение, и мы ей чужие. Табакерку помещают среди иных подходящих вещиц и показывают гостям, но редко случится, что ее собственник воспользуется ею как обиходным предметом. Почему? Столетия остановят его? Или формы иного времени, так обманчиво схожие — геометрически — с формами новыми, настолько различны по существу, что видеть их постоянно, постоянно входить с ними в прикосновение — значит незаметно жить прошлым? Может быть, мелкая мысль о сложном несоответствии? Трудно сказать. Но — начали мы — есть люди, напоминающие старинный обиходный предмет, и люди эти, в душевной сути своей, так же чужды окружающей их манере жить, как вышеуказанная табакерка мародеру из гостиницы «Лиссабон». Раз навсегда, в детстве ли или в одном из тех жизненных поворотов, когда, складываясь, характер как бы подобен насыщенной минеральным раствором жидкости: легко возмути ее — и вся она в молниеносно возникших кристаллах застыла неизгладимо… в одном ли из таких поворотов, благодаря случайному впечатлению или чему иному, душа укладывается в непоколебимую форму. Ее требования наивны и поэтичны: цельность, законченность, обаяние привычного, где так ясно и удобно живется грезам, свободным от придирок момента. Такой человек предпочтет лошадей — вагону; свечу — электрической груше; пушистую косу девушки — ее же хитрой прическе, пахнущей горелым и мускусным; розу — хризантеме; неуклюжий парусник с возвышенной громадой белых парусов, напоминающий лицо с тяжелой челюстью и ясным лбом над синими глазами, предпочтет он игрушечно-красивому пароходу. Внутренняя его жизнь по необходимости замкнута, а внешняя состоит во взаимном отталкивании..."
Истинно современное ретроспективно. Его глаза обращены куда-то назад. Его "прекрасное далёко" всегда "прекрасное забыто". Его мировоззрение покоится на следующей аксиоме: "Бывает то, о чём говорят: "смотри, это новое", но это уже было в веках, бывших прежде нас". Его жизнь - это постоянный поиск утраченного. Мне возразят словами из Евангелия о том что, дескать, "никто, возложивший руку на плуг, да не озирается назад", припомнят жену Лотову и т.д. Но "жена Лотова" - это как раз таки попытка вернуться к тому, от чего велено было убегать, а убегать было велено от весьма и весьма современного, от "настоящего лукавого века". Стало быть, прежде чем "забывая заднее, простираться вперёд", перед эти нужно обратиться, поменять направление, перестать идти в ногу со своими современниками, изменить вектор своего движения на противоположный. Но жена Лота уже так привыкла к направлению своего СО(-временного)ДОМА, который стал уже для неё её СО(-бственным)ДОМОМ. Она стала в душе своей его со-творцом и со-участником. Поэтому и обернулась, чтобы вновь поплыть по привычному для себя течению...
Антагонизмом Лотовой жены, её вечным визави и является гриновская Ассоль (от исп. al sol, «к солнцу»). Жена Лота обернулась, чтобы стать в привычное для себя положение, т.е лицом к современному ей Содому, лицо же Ассоль направлено прочь от Каперны, она всегда стояла спиной к ней, лицом к своему Алому Солнцу. Она была "из ряда вон выходящая", несовременная ( в банальном смысле этого слова), не от Каперны сей, и лучше всего об этом сказано у самого Грина:
"Пока она шьет, посмотрим на нее ближе – вовнутрь. В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое. Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка. Так, всматриваясь в предметы, мы замечаем в них нечто не линейно, но впечатлением – определенно человеческое, и – так же, как человеческое – различное. Нечто подобное тому, что (если удалось) сказали мы этим примером, видела она еще сверх видимого. Без этих тихих завоеваний все просто понятное было чуждо ее душе. Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирнотонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда – и это продолжалось ряд дней – она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности. Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми Парусами. Эти минуты были для нее счастьем; нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния.
В другое время, размышляя обо всем этом, она искренне дивилась себе, не веря, что верила, улыбкой прощая море и грустно переходя к действительности; теперь, сдвигая оборку, девушка припоминала свою жизнь. Там было много скуки и простоты. Одиночество вдвоем, случалось, безмерно тяготило ее , но в ней образовалась уже та складка внутренней робости, та страдальческая морщинка, с которой не внести и не получить оживления. Над ней посмеивались, говоря: – " Она тронутая, не в себе"; она привыкла и к этой боли; девушке случалось даже переносить оскорбления, после чего ее грудь ныла, как от удара. Как женщина , она была непопулярна в Каперне , однако многие подозревали, хотя дико и смутно, что ей дано больше прочих – лишь на другом языке. Капернцы обожали плотных, тяжелых женщин с масляной кожей толстых икр и могучих рук; здесь ухаживали, ляпая по спине ладонью и толкаясь, как на базаре. Тип этого чувства напоминал бесхитростную простоту рева. Ассоль так же подходила к этой решительной среде, как подошло бы людям изысканной нервной жизни общество привидения, обладай оно всем обаянием Ассунты или Аспазии: то, что от любви, – здесь немыслимо. Так, в ровном гудении солдатской трубы прелестная печаль скрипки бессильна вывести суровый полк из действий его прямых линий. К тому, что сказано в этих строках, девушка стояла спиной."
"Александр Степанович Гриневский, придумывая себе псевдоним, сократил фамилию так, что она приобрела иностранное, экзотическое звучание, как имена многих его персонажей, как названия манящих городов и земель, которые он описывает. Он именовал себя еще Грин Гриныч Гриневский: «я трижды таков, как есть».
Имена и названия в мире Грина несут особый смысл. Большинство их изобретены, а не позаимствованы у других народов или знаменитых людей. И хотя им невозможно найти соответствий в реальности, «нельзя не удивляться этим точным попаданиям в ничто», как писал один из критиков. Мы ведь верим в существование этих придуманных слов, их эмоциональное восприятие – безошибочно.
Имя собственное для Грина – условный знак. Чаще всего оно подбиралось по законам звукописи. Как вспоминала его жена, для писателя «в имени человека было важно музыкальное ощущение». Об имени своей самой известной героини – Ассоль из «Алых парусов» - Грин пишет, что имя ее было «странным, однотонным, музыкальным, как свист стрелы или шум морской раковины». Одни скажут, что Грин придумал имя Ассоль, услышав как-то слова, сказанные вслед официанту: «А соль?» Но есть и другое мнение, что имя это происходит от испанского «al sol» – «к солнцу!».
Эти две версии о происхождении имени удивительно соответствуют образу героини, ведь в ней было «две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая - живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое».
В названии деревни Каперна, где жила Ассоль, угадывается … библейский источник: слово «Каперна» наводит на прямую ассоциацию с Капернаумом, городом древней Палестины, жителям которого, по евангельскому преданию, Иисус предрек суровую участь за нечестивость. Обыватели Каперны тоже терпят фиаско из-за своего неверия.
Лисс – порт неподалеку от Каперны – можно назвать лингвистическим перекрестком Лиссабона и Улисса, далекого конкретного города и темы странствий.
"Нет более бестолкового и чудесного порта, чем Лисс, кроме, разумеется, Зурбагана. Интернациональный, разноязычный город определенно напоминал бродягу, решившего наконец погрузиться в дебри оседлости. Дома рассажены как попало среди неясных намеков на улицы, но улиц в прямом смысле слова не могло быть в Лиссе уже потому, что город возник на обрывках скал и холмов, соединенных лестницами, мостами и винтообразными узенькими тропинками..."
(если понравилась эта картинка, гляньте потом ещё сюда )
Дорожный знак справа (белая стрелка в синем круге) предписывает единственно возможное направление движения (туда, куда бежит Ассоль), однако, знак слева (красный круг) запрещает движение туда для всех посторонних
Дата: Воскресенье, 25.12.2016, 15:58 | Сообщение # 27
Группа: садовник
Сообщений: 2082
Статус: Offline
Ассоль- к Солнцу.....какое счастье что был когда-то этот Грин Гринвич(прошу прошенья это не я ,это планшет сам при думал такое отчество ....я написала Гриныч).......что он увидел эту дорожку к солнцу и показал её другим...... ВОЛОДЯ спасибо за эту Лагуну тишины...........
Сообщение отредактировал Елена - Воскресенье, 25.12.2016, 16:06
Дата: Воскресенье, 25.12.2016, 18:41 | Сообщение # 29
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
ЦитатаЕлена ()
Ассоль- к Солнцу.....какое счастье что был когда-то этот Грин Гринвич (прошу прошенья это не я ,это планшет сам при думал такое отчество sml ....я написала Гриныч)
Вы с планшетом не ошиблись
"Лиссабон (Lisbon), Португалия (Portugal) - Стандартный часовой пояс: Нет отклонения от Гринвича." (http://24timezones.com/ru_vremia/lisbon_mestnoe_vremia.php)
Так что всё по Гринвичу там, нет никаких отклонений
ЦитатаЕлена ()
спасибо за эту Лагуну тишины...........
Какое прекрасное название: Лагуна тишины ) Что ж, она открыта для всех жителей Гринландии ) Жители Каперны, конечно, вряд ли почувствуют здесь уют и разделят наши причудливые чувства.
Дата: Понедельник, 02.01.2017, 19:46 | Сообщение # 30
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Ассоль в работах скульпторов.
Памятник Ассоль, установлен на частные пожертвования в городе Кирове:
Памятник Ассоль в Ханты-Мансийске:
Памятник Ассоль в Геленджике:
и, там же, памятник "Секрету":
Памятник "Марина" ("Ассоль") в г. Череповец:
"Бронзовая девушка держит кораблик на вытянутой руке. Кажется, что через мгновение она пустит его в море навстречу приключениям и опасностям, но с надеждой на благополучное возвращение. Поэтому взгляд ее устремлен вдаль, а юное лицо преисполнено романтики. Не ошибусь, если скажу, что это изваяние стало первой в городе неполитической скульптурой. Череповчане прозвали её Ассоль. Но сам автор - Алексей Щепелкин – нарек девушку Мариной. Это имя, по его словам, созвучно морю....Романтическая девушка с корабликом была и остается одной из главных череповецких достопримечательностей. Поэтому, когда во время строительства павильона "Алые паруса ее временно демонтировали, многие горожане всерьез заволновались, не украли ли дорогую скульптуру из бронзы злоумышленники, специализирующиеся па сборе цветного лома.. Не присвоил ли скульптуру для украшения своего дома какой-нибудь новый русский. К счастью все обошлось и стало еще лучше чем было. Скульптуру основательно почистили, установили се па мраморный постамент посередине небольшого бассейна-фонтанчика, значительно ближе к дороге. Как раз перед "Алыми парусами»." "Автор Алексей Щепелкин назвал свое творение Мариной, но в народе она получила имя Ассоль. Скульптор против такого переименования не возражал, так как и сам любил феерию Александра Грина."
Дорожный знак справа (белая стрелка в синем круге) предписывает единственно возможное направление движения (туда, куда бежит Ассоль), однако, знак слева (красный круг) запрещает движение туда для всех посторонних
На самом деле так небывает, это нонсенс! Если присмотрется, то под знаком "Движение запрещено" имеется белая табличка. Так вот, на этой табличке указан временной срок действия знака. И это связано с временем покоя для этого квартала.
У меня тоже есть эти фото, только они не качественные и ракурс я не удачно выбрала. А вот "Невеста" в Геленджике вроде неплохо получилась К Ассоль она, конечно, отношения не имеет, но памятник мне понравился
Не получилось вставить "мою" Ассоль, сжимать надо, не хочется happy
Если на компьютере установлен Word, то фотки можно сжать почти в один клик программкой "Microsoft Picture Manager". Находится она по адресу: Пуск - все программы - Microsoft Office - средства Microsoft Office - Microsoft Picture Manager. Ещё эта же программка в один клик поправляет качество фоток.
Странно - прожил в Питере больше 30 лет, а ни разу не побывал на этом празднике. Несмотря на то, что сам это символ (алых парусов) всегда был мне близок... и любимый значок был в детстве с алыми парусами, вот этот самый. Мне кажется, отчасти это потому, что, хоть и сделали Алые паруса праздником выпускников, сам этот символ мало относится на самом деле к юности, и уж, тем более, к выпускникам... Ведь Алые паруса - это символ первого признака Любви (Любовь долготерпит), а любовь большинства выпускников зачастую не только долго, но и хоть сколько-нибудь терпеть не расположена. Это должен быть праздник чего-то, проверенного годами, быть может, десятилетиями... Праздник того, о чём хорошо сказано в известных строчках поэта: "Ожиданием своим ты спасла меня"...
Мне кажется, отчасти это потому, что, хоть и сделали Алые паруса праздником выпускников,
Наверное потому,что " все, что было или есть началось с мечты".Так написано на одном из памятников Ассоль.Она ведь в детстве играла детскими парусниками, это были ее детские мечты которые воплотились.И Грея она никогда не видела..............Хорошее пожелание выпускникам идти во взрослую жизнь и воплощать свои мечты..........
Иоан, спасибо за видео с музыкой Сергея Чекалина, очень красиво!!!!!!!!!