[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Книга Руфь
zaharurДата: Воскресенье, 06.05.2012, 23:27 | Сообщение # 1
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline

КНИГА РУФЬ
(Перевод Абрама Эфроса*)


Глава 1

Это было в дни, когда Судьи правительствовали, и голод был в стране: пошел тогда некий человек из Бет-лехема в Иудее искать себе пристанища среди пажитей Моава, — себе и своей жене, и своим двум сыновьям. А имя тому человеку: Элимелек-Богоподвластный, а имя жены его: Наоми-Любезная, а имя двух сыновей его: Махлон-Болезненный и Кильон-Недолговечный,—все эфратитяне из Бет-лехема в Иудее. Пришли они на пажити Моава, там и прижились. Но вот умер Элимелек-Богоподвластный, муж Наоми-Любезной, и осталась она с обоими сыновьями. Они же взяли себе в жены моавитянок: имя одной Орпа-Своевольная, имя другой Руфь-Верная; и прожили они там около десяти лет. Но умерли и они оба, Махлон-Болезненный и Кильон-Недолговечный, и осталась женщина одна, без обоих своих сыновей и без мужа.



Тогда она со снохами собралась и пошла с пажитей Моава назад, потому что на пажитях Моава она прослышала, что Яhвэ-Жизнедарец умилостивился над своим народом и уродил ему хлеба. И вот покинула она то место, в котором жила, и с нею обе ее снохи.

Но когда пошли они в путь, чтобы вернуться в землю Иудеи, Наоми-Любезная говорит обеим снохам: — Ступайте, — вернитесь каждая в материнский дом, и пусть будет к вам ласков Яhвэ-Жизнедарец, как вы были ласковы с умершими и со мной. Даст Яhвэ-Жизнедарец — еще обе вы найдете пристанище опять в доме мужа. И она поцеловала их. Но они подняли голос и заплакали, и сказали ей: — Нет, мы хотим с тобой вместе вернуться к твоему народу. Наоми же Любезная говорит: — Вернитесь, дочери мои, зачем вам со мной идти? Разве еще есть сыновья в моем чреве, которые могли бы стать вам мужьями? Вернитесь, дочери мои, ступайте назад, — стара я уже, чтобы снова стать мужнею. Ведь даже если бы и думала я: есть у меня надежда, и еще нынче же ночью буду я с мужем и рожу сыновей — то и тогда, разве могли бы вы ждать, пока они вырастут, и разве могли бы дотоле жить безмужними? — Нет, дочери мои, ибо очень я тревожусь за вас, так как тяготеет на мне рука Яhвэ! Тут подняли они опять голос и заплакали, но Орпа-Своевольная распрощалась со свекровью, Руфь же Верная так и осталась с ней.



А та опять и говорит:—Вот твоя невестка вернулась к своему народу и к своим богам, — пойди и ты следом за твоей невесткой! Но Руфь-Верная говорит: — Не понуждай меня оставить тебя и не идти за тобой...— Нет!

— Куда ты пойдешь, туда и я пойду,

Где ты будешь жить, там и я буду жить,

Твой народ есть мой народ,

И твой бог есть мой бог,

А где ты умрешь, там и я умру,

И буду лежать в могиле.

Пусть воздаст мне Яhвэ, и пусть усугубит Он,

Если не смерть одна меня разлучит с тобой!



Увидала та, что она упорствует продолжать путь вместе с ней, и перестала ее уговаривать. Так и шли они вдвоем, пока не добрались до Бет-лехема. Когда же вошли они в Бет-лехем, то зашумел весь народ вокруг них, и поднялся говор: — Неужели же это Наоми-Любезная?

Но сказала им Наоми-Любезная:

Не зовите меня Наоми-Любезная,

А зовите меня Мара-Горькая,

Ибо великую горесть Всемощный послал на меня.

Полною уходила в дорогу я,

Но пустой вернул Яhвэ меня.

Зачем же звать меня Наоми-Любезная,

Когда Яhвэ обратился против меня,

И Всемощный послал мне несчастье?

Так и вернулась Наоми-Любезная, и с нею Руфь-Верная, моавитянка, ее сноха, пришедшая с пажитей Моава, и пришли они в Бет-лехем в начале жатвы ячменя.

Глава 2

У Наоми же Любезной был родственник по мужу ее, человек многоимущественный, из рода Элимелека-Богоподвластного, а имя ему Боаз-Высокородный. Однажды говорит Руфь-Верная, моавитянка, Наоми-Любезной: — Пойду-ка я в поле, да посберу колосьев после кого-нибудь, в чьих глазах я найду милость. А та говорит ей: — Ступай, дочь моя.

И вот пошла она, пришла и принялась собирать на поле, следом за жнецами. И нечаянно случилось так, что участок поля принадлежал тому Боазу-Высокородному, который был из рода Элимелека-Богоподвластного. Боаз же Высокородный как раз пришел из Бет-лехема и говорит жнецам: — Яhвэ в помощь вам! А те ему в ответ: — Благослови и тебя Яhвэ-Жизнедарец!



Боаз же говорит своему слуге, присматривавшему за жнецами: — Чья это юница? А слуга, присматривавший за жнецами, говорит в ответ: — Эта юница — моавитянка, вернувшаяся с Наоми-Любезной с пажитей Моава; — она сказала: — Нельзя ли мне будет поднимать и собирать колосья следом за жнецами? Пришла же она и осталась с самого утра по сей час, и ни на минуту даже не отдохнула. Тогда сказал Боаз-Высокородный Руфи-Верной: — Вот что, дочь моя,— не ходи никуда на другое поле за сбором, отсюда не удаляйся, а оставайся здесь возле моих работниц; смотри в поле, —где они жнут, за ними следом и ходи. Я же отдал уже приказ моим слугам, чтобы они тебе не препятствовали. А как почувствуешь жажду, тогда иди к сосудам и пей оттуда же, откуда черпают мои слуги. Тут пала она ниц, поклонилась до земли и сказала ему: — Чем снискала я в твоих глазах милость, что ты так ласков со мной? Ведь я же чужеземка! И ответил Боаз-Высокородный и молвил ей так: — Сказывать сказывали мне про все, что ты сделала для твоей свекрови, после того как умер твой муж: и то, что оставила ты и отца, и мать, и родных, и то, что пошла ты к народу, тебе неведомому ни со вчерашнего, ни с третьего дня. Пусть Яhвэ-Жизнедарец воздаст тебе за твое поведение, и пусть полной мерой будет тебе награда от Яhвэ-Жизнедарца, Израилева Бога, под чьими крыльями пришла ты искать пристанища. И ответила она: — Я нашла милость в твоих глазах, мой господин, раз ты так утешил меня и так по сердцу говорил со своей служанкой, хотя даже ни одной из твоих служанок я не ровня.



В обеденный час опять говорит ей Боаз-Высокородный: — Иди сюда, ешь хлеб и макай в уксус твой кусок. Села она возле жнецов, а он подал ей сушеных зерен, так что не только она наелась досыта, но даже и осталось. Потом она поднялась, чтобы продолжать сбор, а Боаз-Высокородный наказал своим слугам следующее: — Пусть она подбирает даже между снопами, а вы ее не обижайте. И даже еще из снопов понадергайте для нее и оставьте, — пускай собирает, вы же и словом ее не троньте. Так и собирала она в поле до самого вечера; когда же намолотила она то, что собрала, то вышло около одной меры ячменя. Подняла она это, пошла в город, показала свекрови, сколько она понасбирала, выложила и отдала ей все, что осталось после того, как она насытилась. Свекровь же говорит ей: — Где это ты собирала сегодня, где работала? Будь он благословен, милостивец твой. Тогда рассказала она свекрови, у кого она работала, и промолвила:—Имя человека, у которого я сегодня работала, Боаз-Высокородный. А Наоми-Любезная и говорит снохе: — Благослови его Яhвэ-Жизнедарец за то, что он не оставил своей милостью ни живых, ни умерших. И еще говорит ей Наоми-Любезная: — Кровный нам человек-то, из наших родных! А Руфь-Верная, моавитянка, говорит: — То-то он мне сказал: оставайся возле слуг, которые принадлежат мне, пока они не кончат всей жатвы, что у меня есть. Наоми же Любезная отвечает Руфи-Верной, своей снохе: — Хорошо, дочь моя, что ты будешь выходить вместе с его служанками, этак никто не обидит тебя на чужом поле. Так и осталась она собирать со служанками Боаза-Высокородного, пока не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы, а после опять зажила со своей свекровью.

Глава 3

Однажды сказала ей Наоми-Любезная, ее свекровь: — Дочь моя, все-то ищу я тебе пристанища, чтобы было тебе хорошо. Так вот: Боаз-Высокородный, родственник наш, со служанками которого ты была — он, ведь, нынче ночью веет на гумне ячмень. Поэтому умойся, умастись, надень на себя, что понаряднее, да и спустись на гумно. Узнать же себя этому человеку ты не давай, доколе он не кончит есть и пить. А как ляжет он спать, — ты выведай то место, где он ляжет, и пойди туда, да и открой у него место у ног, да и ляг, а уж там он тебе скажет, как тебе быть. Та и говорит ей: — Как ты мне сказала, так я все и сделаю. И вот спустилась она на гумно, и сделала все, как наказывала ей свекровь. Между тем Боаз-Высокородный наелся, напился, и стало ему на сердце хорошо, и пошел он спать за скирду зерна. Она же тихонько подошла, открыла место у его ног и прилегла.

Вот о полночь вздрогнул человек: нагнулся,—видит, женщина прилегла к месту у его ног. Он и говорит: — Кто ты? А она говорит: — Руфь-Верная я, раба твоя, — простри покрывало твое над твоей рабой, ибо наиближний родственник ты, — бракообязанный мне! И говорит он: — Благослови тебя Жизнедарец-Яhвэ, дочь моя. Этот последний добрый твой поступок еще лучше, нежели и первый,— не пошла ты за людьми молодыми, ни за бедными, ни за богатыми. Так вот, дочь моя, не бойся, — как ты скажешь, так все тебе и сделаю, затем что у всех городских ворот люди знают, что женщина доблестная ты! Только вот: хотя, конечно, и правда, что я бракообязанный тебе, однако, есть еще более близкий бракообязанный, нежели я. Пережди эту ночь, а заутра будет так: если захочет он тебя взять — что делать, пусть берет, а ежели не захочет тебя взять — я за себя возьму тебя, как Яhвэ-Жизнедарец жив! Спи же до утра!

Так и проспала она у места у его ног до утра, а поднялась раньше, чем один человек может опознать другого, потому что он сказал так: не должно ни кому знать, что приходила женщина на гумно. Он и говорит ей: — Возьми-ка верхнюю одежду с себя и подержи ее. Стала она держать, а он отмерил ей шестерку ячменя, взвалил на нее, и пошла она в город. Вот пришла она к свекрови, а та говорит: — Ну как, дочь моя? Она и рассказала ей, как поступил с ней тот человек; и еще сказала: — Эту шестерку ячменя он мне дал, промолвив: не возвращаться же тебе ни с чем к твоей свекрови. И сказала та: — Оставайся здесь, дочь моя, пока не узнаешь, как все обернулось, потому что человек этот не успокоится, пока не окончит сегодня же этого дела.

Глава 4

Боаз же Высокородный поднялся к городским воротам и сел там. И вот как раз идет мимо тот самый наиближний родственник, о котором говорил Боаз-Высокородный. Он и говорит: — Зайди-ка, присядь здесь, имя рек. Тот зашел и присел. А он взял десять человек из городских старейшин и говорит: — Присядьте здесь. Сели и они. Он и говорит наиближнему родственнику: — Кусок поля, принадлежащий Элимелеку-Богоподвластному, родичу нашему, Нооми-Любезная, та, что вернулась с пажитей Моава, вынуждена продать. Вот я и подумал, что должен довести до твоего слуха такое слово: —соверши куплю в присутствии сидящих здесь и старейшин моего народа. Если хочешь выполнить долг наиближнего, то и будь наиближним; если же долга наиближнего выполнить не хочешь, то скажи мне, чтобы я был извещен, ибо кроме тебя нет никого, кто был бы к тому обязан, — а лишь один я после тебя. Тот и говорит: — я выполню долг наиближнего. Боаз же Высокородный говорит: — Раз ты покупаешь поле из рук Наоми-Любезной, тем самым и Руфь-Верную, моавитянку, оставшуюся после покойного, ты тоже покупаешь, дабы восстановить имя умершего в его уделе. А наиближний и говорит: — Не могу я выполнить долга наиближнего, иначе расстрою я свой удел. Сделай ты, как наиближний, то, что должен был бы по ближайшему родству сделать я, потому что я выполнить долга наиближнего не могу. А искони было у Израиля при родовом выкупе и обмене так: чтобы такое дело закрепить, снимал человек с себя башмак и давал его другому, — это и есть у Израиля сделка. Вот и говорит ближний родственник Боазу-Высокородному: — Покупай ты себе! и снял башмак. Тут говорит Боаз-Высокородный старейшинам и всему народу: — Вы свидетели нынче, что я откупаю у Наоми-Любезной все, что было у Элимелека-Богоподвластного, и все, что было у Кильона-Недолговечного и у Махлона-Болезненного. Но тем самым и Руфь-Верную, моавитянку, жену Кильона-Недолговечного, откупаю я себе в жены, чтобы восстановить имя умершего в его уделе, дабы имя умершего не искоренилось между его родичами и у ворот его родного города, — тому вы свидетели нынче! И весь народ, который был у городских ворот, и старейшины сказали: — Свидетели мы! Пусть Яhвэ-Жизнедарец уподобит жену, входящую в твой дом, Рахили и Лее, которые построили вдвоем дом Израиля; — величайся же среди Эфрата, да будет славно твое имя в Бет-лехеме. А потомством, которое пошлет тебе Яhвэ-Жизнедарец от этой юницы, пусть уподобится твой дом дому Переса, которого Фамарь родила Иуде.



Так вот и взял Боаз-Высокородный Руфь-Верную, и стала она ему женой, и вошел он к ней, и Жизнедарец-Яhвэ послал ей беременность, и родила она сына. Тогда сказали женщины Наоми-Любезной: — Благословен Яhвэ-Жизнедарец, который не отказал тебе ныне в родимом внуке,— пусть повторяют имя его в Израиле, и пусть он будет тебе покоем души и благодетелем твоей старости, потому что ведь и родила его твоя сноха, которая так любит тебя, и которая лучше для тебя, нежели семь сыновей. Взяла тут Наоми-Любезная дитя и прижала к своей груди, и принялась его пестовать, а соседки и имя ему дали, говоря: — Сын родился у Наоми-Любезной, — и дали они ему имя: Овед-Опора. Это и есть отец Ишая, отца Давида.



[Родословная же Переса такова: Перес родил Хесрона, а Хесрон родил Рама, а Рам родил Аминадаба, а Аминадаб родил Нахшана, а Нахшан родил Салмона, а Салмон родил Боаза, а Боаз родил Оведа, а Овед родил Ишая, а Ишай родил Давида].


***


______________________________________
*Перевод Абрама Эфроса в данном варианте немного отредактирован мной: добавлена пояснительная часть Имени Яhвэ и немного изменено произношение отдельных имён (- zaharur)
Использованы иллюстрации:

1. Милеуши Гатауллиной
2. Уильяма Блэйка
3.Coleman
4. ?
5.Вячеслава Грошева
6.Милеуши Гатауллиной
7.Вячеслава Грошева
Прикрепления: 2020315.jpg (57.8 Kb) · 8767336.jpg (78.8 Kb) · 2895709.jpg (85.8 Kb) · 6647058.gif (147.9 Kb) · 6017130.jpg (96.5 Kb) · 5721597.jpg (72.6 Kb) · 2181888.jpg (95.9 Kb)
 
ЖеняДата: Среда, 15.05.2013, 20:13 | Сообщение # 2
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
Если кому-то понятно, почему в книге Руфь Ноеминь, имевшая поле (глава 4,3) голодала? И её невестка собирала колоски. Разве после смерти мужа и сыновей женщина оставалась владелицей поля и могла его продать? И почему надо было обязательно брать в жёны Руфь, ведь она была нееврейка, брак считался недействительным. Или я где-то что-то пропустила?
 
zaharurДата: Среда, 15.05.2013, 20:32 | Сообщение # 3
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата (Женя)
Если кому-то понятно, почему в книге Руфь Ноеминь, имевшая поле (глава 4,3) голодала? И её невестка собирала колоски.

Ноеминь, возвратившаяся с полей Моавитских, продает часть поля, принадлежащую брату нашему Елимелеху;
(Руф.4:3)
Я думаю, продаваемый удел земли находился в Моаве. Руфь с Ноеминью покинули Моав, но "юридически" их земля там осталась. А в настоящее время они были не там, и земля эта, естественно, не могла их кормить.

Цитата (Женя)
Разве после смерти мужа и сыновей женщина оставалась владелицей поля и могла его продать?

Почему бы и нет? Мы ж не знаем Моавских законов, установленных потомками Лота. sml

Цитата (Женя)
И почему надо было обязательно брать в жёны Руфь, ведь она была нееврейка, брак считался недействительным.

У Моисея тоже считался? И у Иосифа? Почему он должен быть недействителен? meeting
 
ЖеняДата: Среда, 15.05.2013, 21:07 | Сообщение # 4
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
Цитата (zaharur)
продаваемый удел земли находился в Моаве.
Володя. Почему же они ушли, не продав? И с каких это пор землю в Моаве должны выкупать родственники-евреи?
Цитата (zaharur)
У Моисея тоже считался? И у Иосифа?
Их жёны не приняли иудаизм? При жизни мужей.
 
zaharurДата: Четверг, 16.05.2013, 00:20 | Сообщение # 5
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата (Женя)
Их жёны не приняли иудаизм? При жизни мужей.

Женя, самого понятия "иудаизм" ещё тогда не было. Когда Иосиф женился, Иуда ещё был скорей отрицательным персонажем, посоветовавшим продать Иосифа измаильтянам за 20 серебренников. Стало быть, Иосиф принимал к себе под крыло Асенефу верою, равно как и Боаз - Руфь.
Цитата (Женя)
Володя. Почему же они ушли, не продав?

Значит, не хотели продавать Моавитянам то, что удалось приобрести у них. Лучше своим продать заграничную недвижимость. Будет куда приехать в отпуск. sml С Руфью они выкупили и часть земли Моавитской. В этом есть спасительный смысл!
Цитата (Женя)
И с каких это пор землю в Моаве должны выкупать родственники-евреи?

А чем земля в Моаве плоха, чтобы её не выкупить? sml
Господня - земля и что наполняет ее,
вселенная и все живущее в ней,
(Пс.23:1)
 
zaharurДата: Четверг, 16.05.2013, 14:39 | Сообщение # 6
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата (Женя)
Их жёны не приняли иудаизм?

Если заменить слово "иудаизм" понятием "вера в истинного Бога", то вопрос, мне кажется, будет более правильным.
А ответ на него - более очевидным, и как раз особенно в случае с Руфью. Ибо она ещё до вступления в брак с Боазом сказала Ноемини:

народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом;
(Руф.1:16)

Кстати, после этого она поклялась (возложила зарок на себя) :

и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду;
пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает;
смерть одна разлучит меня с тобою.

(Руф.1:17)

А ведь сказано что

Обет же вдовы и разведенной, какой бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится.
(Чис.30:10)

Так что одним этим зароком Руфь фактически обеспечила себе место под крылом Боаза sml
 
ЖеняДата: Четверг, 16.05.2013, 14:51 | Сообщение # 7
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
Володя, я прочитала, да и так понятно, что Руфь присоединилась к народу свекрови. Боаза, если хочешь. Ещё до своего второго замужества.
Цитата (zaharur)
С Руфью они выкупили и часть земли Моавитской.
Это ты так думаешь? Я историю знаю никак, поэтому всегда думала, что meeting заграничная недвижимость добывалась мечом и войнами.  shy
 
zaharurДата: Четверг, 16.05.2013, 14:58 | Сообщение # 8
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата (Женя)
заграничная недвижимость добывалась мечом и войнами

Лучше 10 лет переговоров, чем один день войны. Это Громыко сказал когда-то. sml
А Соломон сказал несколько иначе:
Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.
(Еккл.10:10)
Мудрость иногда помогает избежать применения силы, там, где это возможно.
Не случайно ведь и говорят: сила есть - ума не надо.
Если обратно, то получится практически то же самое, что сказал Соломон.
 
zaharurДата: Четверг, 16.05.2013, 15:07 | Сообщение # 9
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата (Женя)
Я историю знаю никак, поэтому всегда думала, что заграничная недвижимость добывалась мечом и войнами.

sml Моё скромное знание истории знает случаи, когда заграничная недвижимость просто-напросто покупалась.
Ну почти как сейчас. И безо всяких мечей и войн.

12 Авраам поклонился пред народом земли той
13 и говорил Ефрону вслух народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою.
14 Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему:
15 господин мой! послушай меня: земля [стоит] четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою.
16 Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов.
17 И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг,
18 владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его.

(Быт.23:12-18)
 
ЖеняДата: Четверг, 16.05.2013, 15:09 | Сообщение # 10
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
О, Володя! Там хоть и денег взяли не мало, но ведь за честь считали такому человеку землю продать.
 
zaharurДата: Четверг, 16.05.2013, 15:15 | Сообщение # 11
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата (Женя)
О, Володя! Там хоть и денег взяли не мало, но ведь за честь считали такому человеку землю продать.

А почему думаете, Женя, что Елимелех, потомок этого "такого человека" не имел подобной чести у Моавитян? Они не только позволяли ему жить и кормиться на своей земле, но и дочерей своих замуж отдали за его сыновей.
Разве после всего этого кажется странной мысль, что он мог там законно владеть недвижимостью, как и Авраам - хеттейским полем?
 
ЖеняДата: Четверг, 16.05.2013, 15:27 | Сообщение # 12
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
Да вот как-то разъяснения читала, что почти нет ничего об этом человеке. 
Опять же, умер сам, сыновья его.. В упрёк ему ставится и то, что сыновья взяли жён-моавитянок... Много мнений..
 
zaharurДата: Четверг, 16.05.2013, 15:44 | Сообщение # 13
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата (Женя)
почти нет ничего об этом человеке

Да о многих праведниках почти ничего нет в Библии, - разве это повод делать о них плохие выводы?
Есть его имя, кстати, а это уже немало. Элимелех "Бог мой - царь".

Цитата (Женя)
Опять же, умер сам, сыновья его..

Ну умер и умер. Не мог же он вечно жить meeting
И у праведников, и священников оставались вдовы - от этого они не переставали быть праведниками.
Урия Хеттеянин, например. Умер (погиб), а жена его Давиду досталась. И Соломона родила.
А сыновья просто здоровьем были слабы. Махлон - от Махала, болезнь. Хилеон - и по русски понятно, хилый, sml "истощённый". Мало каши ели, Моавитской. sml

Цитата (Женя)
В упрёк ему ставится и то, что сыновья взяли жён-моавитянок...

Упрекает тот, кто не видит во всей этой истории провидения Всевышнего и Его желания, чтобы "все люди спаслись и достигли познания истины"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: