[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Любовь декоратора
zaharurДата: Среда, 09.03.2022, 11:47 | Сообщение # 1
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Степан Скиталец
Любовь декоратора
Аудиокнига

" ...Ему нравилась только одна — маленькая балерина, да и ту он полюбил только как художник, когда она плясала на сцене, освещенная электрическими лучами рефлектора, которым управлял он же. Ему нравились некоторые повороты ее хорошенькой головки, и он любовался ею, отличая ее в толпе других балерин более светлым лучом..."

Рассказ был написан в 1901 году и опубликован товариществом "Знание" в 1903 г., а в 1989 г. - в сборнике "Светлые лучи любви", посвящённом 120-летию со дня рождения автора. В аудиокниге звучит музыкальная композиция "Дыхание моря" (The breath of sea) из альбома Reflection исполнителя V.K.


Слушать или скачать аудиокнигу: https://u.to/_S0MHA

Слушать на "Книге в ухе": https://knigavuhe.org/book/ljubov-dekoratora/

---
Прикрепления: 2503416.jpg (201.3 Kb)
 
ЖеняДата: Среда, 09.03.2022, 18:29 | Сообщение # 2
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
Здравствуй, Володя!) Рада видеть тебя!
 
zaharurДата: Среда, 09.03.2022, 19:26 | Сообщение # 3
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата Женя ()
Здравствуй, Володя!) Рада видеть тебя!

Надеюсь, что и слышать тоже рада! )))  sml 
Я тоже рад тебя видеть, Женя!   
 
ЖеняДата: Воскресенье, 20.03.2022, 17:03 | Сообщение # 4
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
Да, прослушала сегодня. Безответной любовью напоминает "Гранатовый браслет".
Но здесь я очень поняла, что женщина светит отраженным светом. Своего у неё нет.
Это очень успокоительно.)
Володя, ты очень хорошо читаешь. Спасибо тебе!)
 
zaharurДата: Воскресенье, 20.03.2022, 18:44 | Сообщение # 5
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата Женя ()
Но здесь я очень поняла, что женщина светит отраженным светом. Своего у неё нет.Это очень успокоительно.)
 sml  Мне даже не приходила такая мысль, ни в процессе озвучки рассказа, ни просто по жизни. Хотя всё ведь так иллюстративно, и в рассказе, и в природе (Солнце-Земля, например) sml   Ноо... такие идеи в наш феминистический век могут восприниматься крайне болезненно happy  Нынешние дамы частенько сами себе прожектора    и могут оскорбиться такой аналогией. Хотя, если задуматься, жизни-то нет на Солнце. Оно лишь источник энергии, света. А вся жизнь и красота рождаются и расцветают на этой самой маленькой Земле. И что Солнце без Земли! Куда б ему без неё светить было: так, одинокий фонарь на совершенно безлюдной улице...

Цитата Женя ()
Безответной любовью напоминает "Гранатовый браслет".
А я-то думаю, чего я вдруг послушал "Гранатовый браслет" незадолго до записи этой книги. И вправду, произведения очень созвучные. Хотя Желтков, конечно, представляется натурой более возвышенной и благородной, чем "пьяница и свинья" Костовский, да и вихры его гладила его любовь уже только после его смерти... всё же есть нечто общее в этих рассказах.

Спасибо большое, Женя, за тёплые слова! Рад, что ты послушала! 
 
ЖеняДата: Воскресенье, 20.03.2022, 18:56 | Сообщение # 6
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
Цитата zaharur ()
всё же есть нечто общее в этих рассказах.
Понятно, что не всё совпадает.) Иначе просто плагиат бы был.)
 
zaharurДата: Воскресенье, 20.03.2022, 19:01 | Сообщение # 7
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата Женя ()
Понятно, что не всё совпадает.) Иначе просто плагиат бы был.)

Причём, плагиат был бы тогда со стороны Куприна ) "Гранатовый браслет" на 10 лет позже был написан )
 
ЖеняДата: Понедельник, 21.03.2022, 07:59 | Сообщение # 8
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
Декоратор - несчастный человек, думающий, что у него была любовь. Желтков тоже несчастен.
Я тут подумала, зачем так романтизировать свое эгоистическое чувство.
Все эти романы приучают женщин  мечтать о тайном поклоннике. Можно и явном, конечно.
Это вряд ли правильно. Сколько горя в мире из-за такого романтизма.
Короче, свет, которым эти мужчины светили, был неправильным.
А есть ли претензии к героиням?
Эта девочка была уже внутренне испорчена?
То есть зло было выявлено в ней или неправильный свет она отразила, как могла?
 
zaharurДата: Понедельник, 21.03.2022, 10:15 | Сообщение # 9
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата Женя ()
Короче, свет, которым эти мужчины светили, был неправильным.

Знаешь, Жень, что я тут думаю sml   Мне кажется, не бывает неправильного света. Он или есть, или его нет.
Бывает, конечно, свет несовершенный. Абажур, скажем пыльный. Или стёклышко закоптилось. Или колбу у лампы заляпали. Бывает и совсем неяркий свет. Скажем, от свечи или керосиновой лампы. Или просто от спички. Но он всё же свет. И он может быть и спасительный, и преображающий. И его надо ценить, а не отвергать.

Я помню как-то в подростковом возрасте попал в подвал одного сталинского дома. Или хрущёвского. Там что-то вроде бомбоубежища было. Или не было sml  Но подвал был запутанным, как лабиринт, и я там заблудился. И окошек там совсем никаких не было. И мне стало реально страшно. Я ощупывал руками стены и трубы, пытаясь понять, где я нахожусь. Но это было невозможно. И тогда я стал кричать, звать кого-то из ребят на помощь. И сначала никто не отзывался, и это вселяло в меня панику. Но потом вдруг кто-то чиркнул спичкой. Маленькой такой спичкой, тоненькой, с крохотной серной головкой. И пространство вокруг меня озарилось неярким, кратковременным светом. Слабым и скоротечным, но вполне достаточным для того, чтобы я смог сориентироваться и понять, где нахожусь, где здесь дверь, и куда надо держать путь, чтобы выбраться из этого лабиринта...

Поэтому, зря ты так, на мой взгляд, недооцениваешь и Желткова, и Костовского. Это была любовь. Это был свет. И он вполне достоин, чтобы его увековечить в прозе. Любовь преображающая. Причём, преображающая как объект любви, так и его источник. Посмотри, как изменился прежде всего сам Костовский во время своей любви. Он стал другим. Кровожадная власть порока, высасывающая его силы и превращавшая в "свинью", вдруг утратила своё влияние, цепи её разорвались. Всё лучшее, что было в нём, мобилизовалось.

Но балерина (как это прекрасно и объяснила хористка) лишь воспользовалась этим светом, чтобы "подзарядиться" и выделиться из толпы других. И отправиться к новым победам. Она просто использовала
пролитую на неё любовь, как используют ту самую спичку, а потом выбрасывают её за ненадобностью.
А ведь назначение женщины: принимать и хранить. Ценить то, что тебя преображает и поднимает. Тогда и сам свет, светящий на неё, ещё больше бы преображался и усовершался. Становился бы более ярким, чистым, разноцветным. Очищаясь и от примесей эгоизма, свойственного в той или иной степени всем нам, и от копоти плотского влечения. Становился бы поистине небесным, красивым светом...

Короче говоря, не всё так просто и однозначно sml  Но явно было достойно того, чтобы записать это пером и заставить призадуматься...
 
ЖеняДата: Понедельник, 21.03.2022, 10:34 | Сообщение # 10
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
Когда ты был в темном подвале, там спичка имеет значение.
Заметил ли бы ты её, если бы её зажгли в светлом помещении?
Ты можешь как-то сопоставить свет этих спичек с  любовью декоратора?
Может, для девочки он был второй спичкой?
И не последствия ли это свободного общения с противоположным полом?
Принимать всё, что тебе пытаются дать - это нормально?

Сообщение отредактировал Женя - Понедельник, 21.03.2022, 10:37
 
zaharurДата: Понедельник, 21.03.2022, 10:42 | Сообщение # 11
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата Женя ()
Ты можешь как-то сопоставить свет этих спичек с  любовью декоратора?

Конечно! И эта балерина была в тёмном подвале! В самом что ни на есть тёмном. На дне, так сказать. Не даром автор образно и описывает, что красивый свет упал на неё именно тогда, когда "она плыла по самому низу", в окружение страшных склизких медуз и морских чудищ. Поэтому и декоратор пришёл в её жизнь именно в этот момент. Нет, ей, конечно, могло казаться, что она и вовсе не во тьме (как слепой не ощущает разницы между светом и тьмой, и не восторгается прелестью направленного на него света). Но объективно она была на дне. Как и Костовский, в свою очередь, тоже. Но ему для того чтобы прежде всего и самому озариться светом, нужна была эта балерина, нужна была та, которая бы этот свет приняла, сохранила и оценила.
 
zaharurДата: Понедельник, 21.03.2022, 10:44 | Сообщение # 12
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата Женя ()
Может, для девочки он был второй спичкой?

Не, спичкой был только Костовский. Все остальные были, напротив, колпаки sml

Цитата Женя ()
Заметил ли бы ты её, если бы её зажгли в светлом помещении?

В светлом бы не заметил. Но это был театр, помещение тёмное по умолчанию. Там во время представления гасят свет. sml
 
ЖеняДата: Понедельник, 21.03.2022, 11:00 | Сообщение # 13
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
А понять, что она находится в самом низу, она должна была только в сравнении?
И ты не ответил на вопрос
Цитата Женя ()
Принимать всё, что тебе пытаются дать - это нормально?
 
zaharurДата: Понедельник, 21.03.2022, 11:08 | Сообщение # 14
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата Женя ()
Принимать всё, что тебе пытаются дать - это нормально?

Нет, конечно. Не надо всё принимать. Но уж коли принял, и воспользовался, нужно уметь хранить это и быть благодарным.

Цитата Женя ()
А понять, что она находится в самом низу, она должна была только в сравнении?

В сравнении с самой собой в разные периоды своего бытия. В том положении, когда она была до света, и в том, в котором оказалась после. Или она думала, что всё равно, кто там сверху лампой светит? Что эффект будет одинаковым? Что это она сама такая, блистательная и люминесцентная? sml  Как там, мудрый ворон с дуба отвечал, в известной басне? "Когда бы вверх могла поднять..." happy  А дальше уж как-то к женщине и не хочется применять, продолжение...
 
ЖеняДата: Понедельник, 21.03.2022, 11:16 | Сообщение # 15
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
Да. Она могла бы быть благодарной. Но ему была нужна её любовь.
А это уже другое. Для воспитанных не в мусульманских или домостроевских традициях.
 
zaharurДата: Понедельник, 21.03.2022, 11:23 | Сообщение # 16
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата Женя ()
Да. Она могла бы быть благодарной. Но ему была нужна её любовь.А это уже другое. Для воспитанных не в мусульманских или домостроевских традициях.

Нужна, конечно. Без резонанса источник затухает. И она поначалу очень хорошо это понимала. И без всякого принуждения "его грубые вихры гладила её нежная ручка". И в этой взаимосвязи они росли оба. Или только он рос, а она создавала иллюзию, будучи профессиональной актрисой театра? Или "пути её непостоянны и ты не узнаешь их"? Может это просто очередной поворот её хорошенькой головки?  meeting
 
ЖеняДата: Понедельник, 21.03.2022, 11:34 | Сообщение # 17
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
Ты точнее помнишь сюжет.)
Пожалуй, он был для неё ступенькой. Получилось, что вниз.
Хорошо, если она не обозлится и сделает правильные выводы. Пусть даже его не касающиеся. Да?
 
zaharurДата: Понедельник, 21.03.2022, 12:03 | Сообщение # 18
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата Женя ()
Пожалуй, он был для неё ступенькой. Получилось, что вниз.Хорошо, если она не обозлится и сделает правильные выводы. Пусть даже его не касающиеся.

Ну это уже, в данном случае, лишь от неё и зависело. Спускаться или подниматься. Подниматься всегда труднее, чем спускаться. Поэтому многие выбирают второе. Вообще, я думаю, что он однозначно был  ступенькой вверх. Но только вот для неё это был подъём по лестнице на ледяную горку. С которой очень приятно скатываться вниз. Мне тоже хочется, чтобы она сделала выводы. Но для этого ей нужно будет зацепиться за какой-нибудь крючок, в процессе съезжания с горки. Возможно, не без травматических последствий. Чтобы было время и возможность, наконец, остановиться и сделать эти самые выводы. Возможно, всё же касающиеся его.
 
ЖеняДата: Понедельник, 21.03.2022, 15:38 | Сообщение # 19
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
Знаешь, Володя, я как-то случайно узнала, что балерин в царское время готовили как содержанок.
Поэтому девочка могла выбрать богатого. Это заложено теми школами.
Это был карьерный рост.
А то, что она могла отойти от всего этого, то да, декоратор был ступенькой вверх.

Сообщение отредактировал Женя - Понедельник, 21.03.2022, 15:39
 
zaharurДата: Понедельник, 21.03.2022, 16:04 | Сообщение # 20
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата Женя ()
Знаешь, Володя, я как-то случайно узнала, что балерин в царское время готовили как содержанок.Поэтому девочка могла выбрать богатого. Это заложено теми школами.

Тогда это действительно была бы очень сложная задача... с таким-то учебным багажом...  
Вообще, книга о том, что свет проиграл тьме... в этом раунде. Потому, что он не может проиграть вообще. Свет во тьме светит, и тьма не объяла его. А тут, получается, и объяла, и поглотила. Любовь не смогла вырвать из тьмы и отпустила в тёмный скользкий омут.... Таким книгам обязательно нужно продолжение, и оно непременно есть. Возможно, у другого автора, возможно, в другое время. Но всё же есть. И свет там берёт реванш, и побеждает. И вырывает из тьмы, и возносит на высоту. Потому, что иначе не может быть.

Я недавно столкнулся с таким вот явлением, о котором сейчас пишу. Недавно послушал довольно грустный рассказ на Книге в ухе, называется "Кукла". Послушал, написал отзыв. А чтец мне ответила: "А послушайте ещё "Маринку". Это разные авторы, разные города, разное все. Но в моём подсознании "Маринка" продолжение "Куклы". Я бы хотела, чтобы у питерской куклы была именно такая судьба".

Я послушал - и действительно! Испытал вот это удивительное явление, когда находишь словно продолжение, словно вторую половинку одной и той же повести или рассказа. И тогда всё встаёт на свои места, и появляется цельность, законченность. Как будто пазл встал на место, и мозаика обрела завершённый вид. И больше нет ничего трагичного, и печального. Потому что всякая трагичность, и печаль, и поражение - они от незавершённости, от недосказанности истории. А когда история обрела цельность и завершённость - тогда лишь полнота радости, и торжество смысла.

Думаю, и с "Любовью декоратора" та же самая история. Просто этот рассказ ищет свой второй том, своё завершение. А пока это только книжка, разорванная пополам, с утраченной второй частью...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: