Любовь декоратора
|
|
zaharur | Дата: Среда, 09.03.2022, 11:47 | Сообщение # 1 |
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
| Степан Скиталец Любовь декоратора Аудиокнига " ...Ему нравилась только одна — маленькая балерина, да и ту он полюбил только как художник, когда она плясала на сцене, освещенная электрическими лучами рефлектора, которым управлял он же. Ему нравились некоторые повороты ее хорошенькой головки, и он любовался ею, отличая ее в толпе других балерин более светлым лучом..."
Рассказ был написан в 1901 году и опубликован товариществом "Знание" в 1903 г., а в 1989 г. - в сборнике "Светлые лучи любви", посвящённом 120-летию со дня рождения автора. В аудиокниге звучит музыкальная композиция "Дыхание моря" (The breath of sea) из альбома Reflection исполнителя V.K.
Слушать или скачать аудиокнигу: https://u.to/_S0MHA
Слушать на "Книге в ухе": https://knigavuhe.org/book/ljubov-dekoratora/
---
|
|
| |
Женя | Дата: Среда, 09.03.2022, 18:29 | Сообщение # 2 |
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
| Здравствуй, Володя!) Рада видеть тебя!
|
|
| |
zaharur | Дата: Среда, 09.03.2022, 19:26 | Сообщение # 3 |
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
| Цитата Женя ( ) Здравствуй, Володя!) Рада видеть тебя! Надеюсь, что и слышать тоже рада! ))) Я тоже рад тебя видеть, Женя!
|
|
| |
Женя | Дата: Воскресенье, 20.03.2022, 17:03 | Сообщение # 4 |
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
| Да, прослушала сегодня. Безответной любовью напоминает "Гранатовый браслет". Но здесь я очень поняла, что женщина светит отраженным светом. Своего у неё нет. Это очень успокоительно.) Володя, ты очень хорошо читаешь. Спасибо тебе!)
|
|
| |
zaharur | Дата: Воскресенье, 20.03.2022, 18:44 | Сообщение # 5 |
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
| Цитата Женя ( ) Но здесь я очень поняла, что женщина светит отраженным светом. Своего у неё нет.Это очень успокоительно.) Мне даже не приходила такая мысль, ни в процессе озвучки рассказа, ни просто по жизни. Хотя всё ведь так иллюстративно, и в рассказе, и в природе (Солнце-Земля, например) Ноо... такие идеи в наш феминистический век могут восприниматься крайне болезненно Нынешние дамы частенько сами себе прожектора и могут оскорбиться такой аналогией. Хотя, если задуматься, жизни-то нет на Солнце. Оно лишь источник энергии, света. А вся жизнь и красота рождаются и расцветают на этой самой маленькой Земле. И что Солнце без Земли! Куда б ему без неё светить было: так, одинокий фонарь на совершенно безлюдной улице...
Цитата Женя ( ) Безответной любовью напоминает "Гранатовый браслет". А я-то думаю, чего я вдруг послушал "Гранатовый браслет" незадолго до записи этой книги. И вправду, произведения очень созвучные. Хотя Желтков, конечно, представляется натурой более возвышенной и благородной, чем "пьяница и свинья" Костовский, да и вихры его гладила его любовь уже только после его смерти... всё же есть нечто общее в этих рассказах.
Спасибо большое, Женя, за тёплые слова! Рад, что ты послушала!
|
|
| |
Женя | Дата: Воскресенье, 20.03.2022, 18:56 | Сообщение # 6 |
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
| Цитата zaharur ( ) всё же есть нечто общее в этих рассказах. Понятно, что не всё совпадает.) Иначе просто плагиат бы был.)
|
|
| |
zaharur | Дата: Воскресенье, 20.03.2022, 19:01 | Сообщение # 7 |
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
| Цитата Женя ( ) Понятно, что не всё совпадает.) Иначе просто плагиат бы был.) Причём, плагиат был бы тогда со стороны Куприна ) "Гранатовый браслет" на 10 лет позже был написан )
|
|
| |
Женя | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 07:59 | Сообщение # 8 |
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
| Декоратор - несчастный человек, думающий, что у него была любовь. Желтков тоже несчастен. Я тут подумала, зачем так романтизировать свое эгоистическое чувство. Все эти романы приучают женщин мечтать о тайном поклоннике. Можно и явном, конечно. Это вряд ли правильно. Сколько горя в мире из-за такого романтизма. Короче, свет, которым эти мужчины светили, был неправильным. А есть ли претензии к героиням? Эта девочка была уже внутренне испорчена? То есть зло было выявлено в ней или неправильный свет она отразила, как могла?
|
|
| |
zaharur | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 10:15 | Сообщение # 9 |
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
| Цитата Женя ( ) Короче, свет, которым эти мужчины светили, был неправильным. Знаешь, Жень, что я тут думаю Мне кажется, не бывает неправильного света. Он или есть, или его нет. Бывает, конечно, свет несовершенный. Абажур, скажем пыльный. Или стёклышко закоптилось. Или колбу у лампы заляпали. Бывает и совсем неяркий свет. Скажем, от свечи или керосиновой лампы. Или просто от спички. Но он всё же свет. И он может быть и спасительный, и преображающий. И его надо ценить, а не отвергать.
Я помню как-то в подростковом возрасте попал в подвал одного сталинского дома. Или хрущёвского. Там что-то вроде бомбоубежища было. Или не было Но подвал был запутанным, как лабиринт, и я там заблудился. И окошек там совсем никаких не было. И мне стало реально страшно. Я ощупывал руками стены и трубы, пытаясь понять, где я нахожусь. Но это было невозможно. И тогда я стал кричать, звать кого-то из ребят на помощь. И сначала никто не отзывался, и это вселяло в меня панику. Но потом вдруг кто-то чиркнул спичкой. Маленькой такой спичкой, тоненькой, с крохотной серной головкой. И пространство вокруг меня озарилось неярким, кратковременным светом. Слабым и скоротечным, но вполне достаточным для того, чтобы я смог сориентироваться и понять, где нахожусь, где здесь дверь, и куда надо держать путь, чтобы выбраться из этого лабиринта...
Поэтому, зря ты так, на мой взгляд, недооцениваешь и Желткова, и Костовского. Это была любовь. Это был свет. И он вполне достоин, чтобы его увековечить в прозе. Любовь преображающая. Причём, преображающая как объект любви, так и его источник. Посмотри, как изменился прежде всего сам Костовский во время своей любви. Он стал другим. Кровожадная власть порока, высасывающая его силы и превращавшая в "свинью", вдруг утратила своё влияние, цепи её разорвались. Всё лучшее, что было в нём, мобилизовалось.
Но балерина (как это прекрасно и объяснила хористка) лишь воспользовалась этим светом, чтобы "подзарядиться" и выделиться из толпы других. И отправиться к новым победам. Она просто использовала пролитую на неё любовь, как используют ту самую спичку, а потом выбрасывают её за ненадобностью. А ведь назначение женщины: принимать и хранить. Ценить то, что тебя преображает и поднимает. Тогда и сам свет, светящий на неё, ещё больше бы преображался и усовершался. Становился бы более ярким, чистым, разноцветным. Очищаясь и от примесей эгоизма, свойственного в той или иной степени всем нам, и от копоти плотского влечения. Становился бы поистине небесным, красивым светом...
Короче говоря, не всё так просто и однозначно Но явно было достойно того, чтобы записать это пером и заставить призадуматься...
|
|
| |
Женя | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 10:34 | Сообщение # 10 |
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
| Когда ты был в темном подвале, там спичка имеет значение. Заметил ли бы ты её, если бы её зажгли в светлом помещении? Ты можешь как-то сопоставить свет этих спичек с любовью декоратора? Может, для девочки он был второй спичкой? И не последствия ли это свободного общения с противоположным полом? Принимать всё, что тебе пытаются дать - это нормально?
Сообщение отредактировал Женя - Понедельник, 21.03.2022, 10:37 |
|
| |
zaharur | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 10:42 | Сообщение # 11 |
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
| Цитата Женя ( ) Ты можешь как-то сопоставить свет этих спичек с любовью декоратора? Конечно! И эта балерина была в тёмном подвале! В самом что ни на есть тёмном. На дне, так сказать. Не даром автор образно и описывает, что красивый свет упал на неё именно тогда, когда "она плыла по самому низу", в окружение страшных склизких медуз и морских чудищ. Поэтому и декоратор пришёл в её жизнь именно в этот момент. Нет, ей, конечно, могло казаться, что она и вовсе не во тьме (как слепой не ощущает разницы между светом и тьмой, и не восторгается прелестью направленного на него света). Но объективно она была на дне. Как и Костовский, в свою очередь, тоже. Но ему для того чтобы прежде всего и самому озариться светом, нужна была эта балерина, нужна была та, которая бы этот свет приняла, сохранила и оценила.
|
|
| |
zaharur | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 10:44 | Сообщение # 12 |
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
| Цитата Женя ( ) Может, для девочки он был второй спичкой? Не, спичкой был только Костовский. Все остальные были, напротив, колпаки
Цитата Женя ( ) Заметил ли бы ты её, если бы её зажгли в светлом помещении? В светлом бы не заметил. Но это был театр, помещение тёмное по умолчанию. Там во время представления гасят свет.
|
|
| |
Женя | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 11:00 | Сообщение # 13 |
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
| А понять, что она находится в самом низу, она должна была только в сравнении? И ты не ответил на вопросЦитата Женя ( ) Принимать всё, что тебе пытаются дать - это нормально?
|
|
| |
zaharur | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 11:08 | Сообщение # 14 |
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
| Цитата Женя ( ) Принимать всё, что тебе пытаются дать - это нормально? Нет, конечно. Не надо всё принимать. Но уж коли принял, и воспользовался, нужно уметь хранить это и быть благодарным.
Цитата Женя ( ) А понять, что она находится в самом низу, она должна была только в сравнении? В сравнении с самой собой в разные периоды своего бытия. В том положении, когда она была до света, и в том, в котором оказалась после. Или она думала, что всё равно, кто там сверху лампой светит? Что эффект будет одинаковым? Что это она сама такая, блистательная и люминесцентная? Как там, мудрый ворон с дуба отвечал, в известной басне? "Когда бы вверх могла поднять..." А дальше уж как-то к женщине и не хочется применять, продолжение...
|
|
| |
Женя | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 11:16 | Сообщение # 15 |
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
| Да. Она могла бы быть благодарной. Но ему была нужна её любовь. А это уже другое. Для воспитанных не в мусульманских или домостроевских традициях.
|
|
| |
zaharur | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 11:23 | Сообщение # 16 |
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
| Цитата Женя ( ) Да. Она могла бы быть благодарной. Но ему была нужна её любовь.А это уже другое. Для воспитанных не в мусульманских или домостроевских традициях. Нужна, конечно. Без резонанса источник затухает. И она поначалу очень хорошо это понимала. И без всякого принуждения "его грубые вихры гладила её нежная ручка". И в этой взаимосвязи они росли оба. Или только он рос, а она создавала иллюзию, будучи профессиональной актрисой театра? Или "пути её непостоянны и ты не узнаешь их"? Может это просто очередной поворот её хорошенькой головки?
|
|
| |
Женя | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 11:34 | Сообщение # 17 |
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
| Ты точнее помнишь сюжет.) Пожалуй, он был для неё ступенькой. Получилось, что вниз. Хорошо, если она не обозлится и сделает правильные выводы. Пусть даже его не касающиеся. Да?
|
|
| |
zaharur | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 12:03 | Сообщение # 18 |
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
| Цитата Женя ( ) Пожалуй, он был для неё ступенькой. Получилось, что вниз.Хорошо, если она не обозлится и сделает правильные выводы. Пусть даже его не касающиеся. Ну это уже, в данном случае, лишь от неё и зависело. Спускаться или подниматься. Подниматься всегда труднее, чем спускаться. Поэтому многие выбирают второе. Вообще, я думаю, что он однозначно был ступенькой вверх. Но только вот для неё это был подъём по лестнице на ледяную горку. С которой очень приятно скатываться вниз. Мне тоже хочется, чтобы она сделала выводы. Но для этого ей нужно будет зацепиться за какой-нибудь крючок, в процессе съезжания с горки. Возможно, не без травматических последствий. Чтобы было время и возможность, наконец, остановиться и сделать эти самые выводы. Возможно, всё же касающиеся его.
|
|
| |
Женя | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 15:38 | Сообщение # 19 |
Группа: садовник
Сообщений: 1693
Статус: Offline
| Знаешь, Володя, я как-то случайно узнала, что балерин в царское время готовили как содержанок. Поэтому девочка могла выбрать богатого. Это заложено теми школами. Это был карьерный рост. А то, что она могла отойти от всего этого, то да, декоратор был ступенькой вверх.
Сообщение отредактировал Женя - Понедельник, 21.03.2022, 15:39 |
|
| |
zaharur | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 16:04 | Сообщение # 20 |
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
| Цитата Женя ( ) Знаешь, Володя, я как-то случайно узнала, что балерин в царское время готовили как содержанок.Поэтому девочка могла выбрать богатого. Это заложено теми школами. Тогда это действительно была бы очень сложная задача... с таким-то учебным багажом... Вообще, книга о том, что свет проиграл тьме... в этом раунде. Потому, что он не может проиграть вообще. Свет во тьме светит, и тьма не объяла его. А тут, получается, и объяла, и поглотила. Любовь не смогла вырвать из тьмы и отпустила в тёмный скользкий омут.... Таким книгам обязательно нужно продолжение, и оно непременно есть. Возможно, у другого автора, возможно, в другое время. Но всё же есть. И свет там берёт реванш, и побеждает. И вырывает из тьмы, и возносит на высоту. Потому, что иначе не может быть.
Я недавно столкнулся с таким вот явлением, о котором сейчас пишу. Недавно послушал довольно грустный рассказ на Книге в ухе, называется "Кукла". Послушал, написал отзыв. А чтец мне ответила: "А послушайте ещё "Маринку". Это разные авторы, разные города, разное все. Но в моём подсознании "Маринка" продолжение "Куклы". Я бы хотела, чтобы у питерской куклы была именно такая судьба".
Я послушал - и действительно! Испытал вот это удивительное явление, когда находишь словно продолжение, словно вторую половинку одной и той же повести или рассказа. И тогда всё встаёт на свои места, и появляется цельность, законченность. Как будто пазл встал на место, и мозаика обрела завершённый вид. И больше нет ничего трагичного, и печального. Потому что всякая трагичность, и печаль, и поражение - они от незавершённости, от недосказанности истории. А когда история обрела цельность и завершённость - тогда лишь полнота радости, и торжество смысла.
Думаю, и с "Любовью декоратора" та же самая история. Просто этот рассказ ищет свой второй том, своё завершение. А пока это только книжка, разорванная пополам, с утраченной второй частью...
|
|
| |